Украинская сказка «Серко»

Был у одного человека пёс Серко, старый-престарый. Взял человек, да и прогнал его со двора. Бродит Серко по полю, и так ему горько! «Сколько лет хозяину служил, добро его стерёг, а теперь на старости лет он для меня кусок хлеба жалеет и со двора прогнал». Бродит он так, думает... Смотрит — волк идёт. Поравнялся с ним — спрашивает:

— Чего ты тут бродишь?

Серко ему отвечает:

— Да прогнал меня хозяин, вот и брожу.

А волк говорит:

— Сделать так, чтобы хозяин опять взял тебя к себе?

Серко обрадовался:

— Сделай, голубчик! Я уж тебя отблагодарю.

Волк говорит:

— Ну, слушай. Как только твои хозяева выйдут жать и хозяйка положит ребёночка под кустом, ты ходи близко от того места, чтобы я знал, где оно. Я схвачу ребёнка, а ты будешь отнимать его у меня. Тогда я будто бы испугаюсь и брошу ребёнка.

Вот вышли хозяева в поле жать. Хозяйка положила ребёночка под куст, а сама жнёт — ничего не чует. Откуда ни возьмись — волк. Схватил он ребёнка и тащит полем.

Серко бежит за волком, догоняет его, а хозяин кричит не своим голосом:

— Эге-гей, Серко!

Серко догнал волка, отнял ребёнка, принёс его и положил перед хозяином. Тогда хозяин вынул из мешка хлеб и кусок сала и говорит:

— Ешь, Серко! Это тебе за то, что ты мое дитя спас!

Вот вечером идут с поля, берут и Серко. Пришли домой, хозяин говорит:

— Вари, жена, побольше галушек да сала не жалей! Ну, галушки сварились. Хозяин сажает Серко за стол, сам садится рядом, говорит:

— Накладывай, жена, галушек, будем ужинать.

Подала хозяйка галушки на стол, хозяин наложил в миску целую груду, на галушки дует — боится, не обжёгся бы Серко.

Вот Серко и думает: «За такое дело надо мне волка отблагодарить, во что бы то ни стало».

А случилось так, что хозяин надумал дочку свою старшую замуж выдавать. Серко пошёл в поле, нашёл там волка и говорит ему:

— Приходи в воскресенье вечером к нашему огороду. Я проведу тебя в хату и отплачу тебе добром за добро.

Дождался волк воскресенья, пришёл на то место, куда приказал Серко. А в тот самый день как раз играли свадьбу. Серко ввёл в хату волка и спрятал под стол. Потом взял со стола изрядный кусок мяса и притащил волку. Гости хотели пса избить, а хозяин заступился:

  Не бейте Серко! Он мне добро сделал, и я буду ему платить добром до самой его смерти.

Ну, Серко берёт со стола самые жирные куски да носит волку. Накормил и напоил волка так, что тот развеселился и говорит:

  Я петь хочу!

Серко испугался.

  Не пой, — говорит, — плохо тебе будет, лучше молчи, сделай милость!

Волк не послушался да как завыл под столом! Гости повскакали с мест — туда-сюда, под стол, а там волк. Иные со страху убежали, а иные хотели волка бить. А Серко лёг на волка, будто хочет его задушить.

Хозяин и говорит:

— Не бейте волка, а то и Серко убьёте! Он сам ему жару задаст — не трогайте!

Вывел Серко волка в поле и говорит:

— Ты мне добро сделал, а я тебе!

Да и попрощались.

Вопросы и задания:

1.    Создайте ментальную карту* сказки, руководствуясь следующим планом:

· Завязка

· Герои

· Проблемы главных героев

· Действия героев в решении проблем

· Уроки, которые можно выучить по данным проблемам

· Итог

2.    Используя созданную тобой ментальную карту, объясни, какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку?

3.    Приведи примеры из жизни, в которых можно использовать уроки, записанные тобой в ментальной карте.

4.    Соотнеси пословицы со сказкой «Серко», какая из пословиц соответствует этой сказке?

«От добра добра не ищут»

«Доброе дело без награды не остается»

«Без худа добра не бывает»

«Не делай добра, не получишь зла»

5.    Обобщи ответы на предыдущие вопросы и установи, как проявляется тема добра в этой сказке?

6.    Как ты думаешь, нужно ли быть добрым? Какими качествами надо обладать, чтобы быть добрым человеком? Докажи свою точку зрения. Обсуди данный вопрос с ребятами из своей группы и сравни ответы одноклассников со своей точкой зрения. Какой вывод ты можешь сделать?

 

 

*Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.

Как нарисовать ментальную карту:

1.    Возьмите лист бумаги и напишите в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.

2.    От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова или фразы, которые с ней связаны.

3.    Продолжайте расширять карту, пока тема не будет исчерпана.

Return to the Beginning