Узбекская сказка «Три арбузных
семечка»
Жил
когда-то бедняк крестьянин. Был у него маленький клочок земли. День и ночь, не
зная отдыха, трудился он на этом клочке.
Однажды,
когда пришла весна, бедняк начал пахать землю. Смотрит — по небу летит белый
аист. Подлетел аист к вспаханному полю, закричал и
вдруг камнем упал на землю. Подбежал бедняк и видит, что у аиста
одно крыло сломано. Поднял он аиста и бережно понес домой.
— Надо,—
говорит,— спасти такую хорошую птицу! Дома бедняк осмотрел сломанное крыло
аиста и стал лечить его. Долго он ухаживал за больной птицей. Аист поправился и
улетел. Посмотрел бедняк ему вслед и сказал:
— Пусть
живет эта птица долго и никогда беды не знает!
На другой год, весной, бедняк закончил пахоту и вышел в поле сеять.
Вдруг прилетел тот самый аист, которого он вылечил, и бросил на землю три
арбузных семечка.
Поднял бедняк арбузные семечки и посадил их в землю.
Через
несколько дней арбузы взошли, появились зеленые листья, потянулись плети,
расцвели огромные цветы.
Бедняк
трудился не жалея сил: вовремя их полол, вовремя поливал. Так незаметно пришла
пора собирать урожай. Арбузы поспели, и были они такие большие, каких в тех
местах никогда и не видели. Бедняк сорвал три арбуза и принес домой. — Ну, такие арбузы нельзя съесть мне одному! —
сказал он.
И бедняк
позвал в гости всех своих родственников и всех своих друзей, таких же бедняков.
Собрались друзья и родственники.
А хозяин взял арбуз и хотел разрезать, да только никак не мог проткнуть его
ножом. Тогда он попробовал разрезать второй арбуз — и опять не мог. С третьим
было то же самое. Удивился хозяин, и гости его удивились. Наконец он ударил
арбуз ножом со всего размаха. Арбуз лопнул, а в нем вместо мякоти и семечек
были золотые монеты. Они со звоном посыпались на пол. В двух других арбузах
тоже было золото.
Обрадовался
бедняк, вытряс все золото и раздал своим гостям.
На каждой из трех арбузных плетей у бедняка выросло по десять арбузов.
Он собрал
остальные арбузы, вытряс из них целую груду золота и с тех пор стал жить в
достатке.
А по
соседству с ним жил богач. Увидел он, что сосед разбогател, захотел узнать, как
это случилось. Пришел и стал расспрашивать:
— Скажи мне, отчего ты так
разбогател? Что ты сделал для этого?
Бедняк рассказал ему, ничего не утаивая, как все было.
«Ах, вот и мне бы столько золота!»— подумал жадный богач и пошел в поле искать
аиста.
Белый аист не спеша разгуливал по полю.
Богач потихоньку подкрался и ударил аиста палкой по ноге.
Закричал аист и упал на землю.
Богач кинулся
к нему, схватил его и понес домой. Перевязал он ногу аиста и стал лечить его.
Аист выздоровел и улетел.
Весной богач вышел в поле и с нетерпением стал поджидать, когда прилетит белый
аист и принесет ему чудесные арбузные семечки.
Но аиста все не было...
Наконец аист прилетел и бросил богачу три арбузных семечка.
Богач весь
затрясся от жадности. Он схватил семечки и тут же посадил их в землю.
Скоро
появились ростки, развернулись широкие листья, поползли по земле длинные
зеленые плети, зацвели цветы, а потом выросли огромные арбузы.
Когда арбузы поспели, богач
позвал в гости всех своих родных. Собрались его родные и друзья, такие же
богачи. Как только ударили арбуз ножом, он треснул, и из середины вылетел целый
рой злых шмелей. А шмели эти были, как крупные орехи. Стали они жужжать и
жалить и богача, и его родных. У всех вздулись щеки, заплыли глаза, распухли
губы, и разбежались все прочь с бранью и криками.
Вопросы и задания:
1. Назовите главных героев сказки.
2. Что оказалось в арбузах бедняка и богача? Объясните
почему.
3. Какие качества личности можно выделить у
богача и бедняка?
4. Подумайте о том, как поступил бедняк. Как бы
вы поступили на его месте?
5. Можно ли говорить о таком нравственном понятии
как «добро» в этой сказке? В чем оно проявляется?
6. Создайте синквейн* к
понятию «добро».
*Синквейн
- это стихотворение, состоящее из 5 строк,
которое пишется по определенным правилам:
1-ая
строчка – одно слово (существительное). Это и есть тема синквейна;
2-ая
строчка – 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3-яя
строчка – 3 глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна;
4-ая
строчка – целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов;
5-ая
строчка – синоним к слову в первой строчке.